Румыния изменила соотношение сил в регионе

Сникерс

Талант
РУМЫНСКИЙ КНУТ ДЛЯ КИЕВА И МОСКВЫ

Сегодня 16:10
57949.jpg
Раз­ме­ще­ние аме­ри­кан­ской ПРО в Румынии изме­нит соот­но­ше­ние сил в реги­оне и уси­лит натиск Буха­ре­ста на восток. Сдер­жать его может только сохра­не­ние рос­си­йской базы в Прид­не­стро­вье, уси­ле­ние укра­ин­ской армии и коор­ди­на­ция вне­шней поли­тики Москвы и Киева в Бессарабии.

13 сен­тября 2011 года свер­ши­лось событие, кото­рое открыло новую стра­ницу в исто­рии Укра­ины, Молдовы, Прид­не­стро­вья и Рос­сии: США подпи­сали дого­вор о раз­ме­ще­нии в Румынии ракет ПРО. Это слу­чи­лось меньше чем за две недели до москов­ских кон­су­льта­ций по Прид­не­стро­вью. Теперь надо ждать уси­ле­ния нати­ска Румынии на восток.

Напом­ним фон подпи­са­ния. Рос­си­йская дипло­ма­тия в ходе диа­лога с Запа­дом в послед­ние месяцы не доби­лась ничего суще­ствен­ного. Пре­дло­же­ния Москвы по ПРО и архи­тек­туре евро­пе­йской без­о­па­сно­сти в целом были про­иг­но­ри­ро­ваны, без­ви­зо­вый режим РФ-ЕС не состо­ялся. Спи­сок можно про­до­лжить. Нако­нец, мир стре­ми­те­льно рух­нул в про­па­сть полного краха между­на­род­ного права. При­мер — вна­чале ави­а­у­дары по Ливии, затем фак­ти­че­ское сухо­пут­ное втор­же­ние в эту страну с целью свер­же­ния лояльного Рос­сии и Китаю режима, а затем и юри­ди­че­ское при­зна­ние вла­сти воо­ру­жен­ных мяте­жни­ков на уровне, как отде­льных стран, так и ООН.

Отныне в мире все решает только сила. Если она у тебя есть, ты добье­шься сво­его. Или ото­бье­шься от при­тяза­ний вра­гов и сопер­ни­ков. Если у тебя ее нет, или ты бои­шься при­ме­нить ее из страха кому-то не пон­ра­ви­ться — тебе крышка. Кстати, в авгу­сте 2008 года Ливия была одной из всего неско­льких стран ООН, под­дер­жав­ших Рос­сию в вопросе о войне на Кав­казе. Теперь этого союзника у Москвы больше нет.

Американо-румынский Дого­вор имеет дво­йное зна­че­ние. Во-первых, это есте­ствен­ное в миро­вой поли­тике давле­ние на гео­по­ли­ти­че­ского кон­ку­рента. В дан­ном слу­чае США на Рос­сию. Во-вторых, Румыния расс­чи­тывает на то, что она впредь полу­чит гора­здо большую, чем раньше, под­держку США. Это неи­збе­жно озна­чает в бли­жа­йшие неско­лько лет все­мер­ные действия Румынии по уста­но­вле­нию кон­троля над поли­ти­кой Молдовы с после­ду­ющими попыт­ками при­со­е­ди­нить в той или иной форме всю быв­шую МССР, включая Прид­не­стро­вье. Кроме того, Буха­рест неи­збе­жно ока­жет мощное давле­ние на Киев для того, чтобы пара­ли­зо­вать попытки Укра­ины защи­тить свою тер­ри­то­ри­а­льную целост­но­сть от попо­лзно­ве­ний пев­цов «Вели­кой Румынии».

Одно­вре­менно румыны будут, при­ме­няя метод кнута и пряника, пози­ци­о­ни­ро­вать себя перед укра­ин­ской эли­той в каче­стве «адво­ка­тов Укра­ины в деле евро­ин­те­гра­ции». На деле же Буха­ре­сту по мини­муму нужны, если ана­ли­зи­ро­вать румын­скую вне­шнюю поли­тику, Чер­но­мор­ский шельф в районе Зме­и­ного, остров Майкан на Дунае, а также Южная Бес­са­ра­бия и Север­ная Буко­вина. А если учи­тывать то, что, как мы уже гово­рили, после­во­ен­ный миро­вой порядок и создан­ное им между­на­род­ное право при­ка­зали долго жить, возмо­жна в не столь дале­ком буду­щем и борьба Румынии за укра­ин­ское Чер­но­мор­ское побе­ре­жье, включая Одессу. Это — по максимуму.

Нам тут, дума­ется, нет смысла играть в кошки-мышки. Надо называть вещи сво­ими име­нами. Румыния наме­рена угро­жать в не столь дале­ком буду­щем ПМР, Укра­ине и даже Рос­сии воен­ным про­ти­во­сто­янием, шан­та­жи­руя эти госу­дар­ства воен­ной мощью США, кото­рые в силу подпи­сан­ного Дого­вора объек­тивно стоят за Румынией больше, чем пре­жде. При этом не факт, что аме­ри­канцы будут посвящены абсо­лютно во все детали румын­ских планов.

Напом­ним суть Дого­вора, подпи­сан­ного 13 сен­тября. Согла­сно этому доку­менту, речь идет о раз­ме­ще­нии на быв­шей базе ВВС Румынии Деве­селу назе­много вари­анта про­ти­во­ра­кет SM-3 и системы «Иджис». Объявлено также о пред­сто­ящем раз­ме­ще­нии в Тур­ции аме­ри­кан­ского про­ти­во­ра­кет­ного радара пере­до­вого бази­ро­ва­ния AN/TPY-2. Разу­ме­ется, румыны не будут кон­тро­ли­ро­вать аме­ри­кан­ское воо­ру­же­ние — для этого в Деве­селу будет рас­квар­ти­ро­вано до 200 воен­ных из Штатов.

Но этого Буха­ре­сту и не нужно. Согла­сно румын­ской логике, пусть сами аме­ри­канцы ищут деньги и ресурсы для раз­ме­ще­ния и обслу­жи­ва­ния своих комплек­сов ПРО. Задача руко­вод­ства Румынии в том, чтобы ула­вли­вать настро­е­ния Вашинг­тона и, подли­вая масла в огонь, напра­влять их в нужную для себя сто­рону. Вот при­мер. Весной 2011 года пре­зи­дент Румынии Траян Бэсе­ску публично заявил, что не дает гаран­тий нас­чет нена­пра­влен­но­сти аме­ри­кан­ских ракет про­тив Рос­сии. Теперь оче­видно, что это не была импро­ви­за­ция буха­рест­ского экспан­си­о­ни­ста: видя жела­ние Вашинг­тона «дожать» москов­ских либе­ра­лов и полу­чить нужные для себя усту­пки на миро­вой арене, румыны ска­зали открыто то, о чем аме­ри­канцы пре­дпо­чи­тают про­сто молчать, как бы не заме­чая рос­си­йских про­сьб о гаран­тиях. Они под­та­лки­вают зао­ке­ан­ского союзника к жест­кой линии, по мере сил сжи­гают за Шта­тами мосты в отно­ше­ниях с Кре­млем. Объясне­ние про­стое: в обста­новке такой кон­фрон­та­ции Румыния чув­ствует себя как рыба в воде. Игра на про­ти­во­ре­чиях между большими стра­нами — дав­ний метод румын­ской поли­тики и дипло­ма­тии; метод весьма эффективный.

Кроме того, тра­ди­ци­онно сильная румын­ская дипло­ма­тия этим Дого­во­ром доби­лась глав­ного: роль Буха­ре­ста в Восточ­ной Европе выро­сла. По сло­вам аме­ри­кан­ского подпи­санта Дого­вора, госу­дар­ствен­ного секре­таря США Хиллари Клин­тон, согла­ше­ние по ПРО «пози­ци­о­ни­рует Румынию как цен­тра­льного игрока в буду­щей про­ти­во­ра­кет­ной архи­тек­туре НАТО». А пре­зи­дент Румынии Траян Бэсе­ску 14 сен­тября заявил, что «в ходе визита был подпи­сан доку­мент, име­ющий реша­ющее зна­че­ние для наци­о­на­льной без­о­па­сно­сти, и при­нята Декла­ра­ция о стра­те­ги­че­ском парт­нер­стве в XXI веке. Согла­ше­ние под­ни­мет уро­вень без­о­па­сно­сти Румынии до самой высо­кой отметки в исто­рии этой страны. Впе­рвые Румыния будет защи­щена про­ти­во­ра­кет­ной систе­мой, кото­рая обес­пе­чи­вает гра­жда­нам и инсти­ту­там полную без­о­па­сно­сть. В инте­ре­сах США, чтобы на гра­нице НАТО нахо­ди­лось сильное, раз­ви­ва­юще­еся государство».

Итак, Траян Бэсе­ску фак­ти­че­ски пре­ду­пре­ждает всех, кто может ока­за­ться в состо­янии кон­фликта с его стра­ной, что отныне Румыния накрыта «на гра­нице НАТО» про­ти­во­ра­кет­ным зон­ти­ком Аме­рики. Но дальше, если судить по СМИ, еще инте­ре­снее. Так, подпи­сан­ная между Румынией и США сов­мест­ная Декла­ра­ция о стра­те­ги­че­ском парт­нер­стве в ХХI веке уста­на­вли­вает это самое парт­нер­ство между двумя стра­нами на сле­ду­ющее десяти­ле­тие. В доку­менте дела­ется акцент на поли­ти­че­ское, эко­но­ми­че­ское, воен­ное, научно-техническое и культур­ное сотруд­ни­че­стве между Вашинг­то­ном и Буха­ре­стом. В каче­стве стра­те­ги­че­ских парт­не­ров, страны опре­де­лили пункты, по кото­рым будут укре­плять сотруд­ни­че­ство. Это каса­ется раз­о­ру­же­ния, ядер­ного нера­спро­стра­не­ния, борьбы с тер­ро­ри­змом, пои­ска реше­ний «замо­ро­жен­ных» кон­флик­тов, а также улуч­ше­ния сотруд­ни­че­ства НАТО — ЕС. Важный пункт Декла­ра­ции также каса­ется под­держки демо­кра­тии, вер­хо­вен­ства права, прав чело­века и надле­жа­щего пра­вле­ния в стра­нах «Восточ­ного парт­нер­ства»: Арме­нии, Азер­ба­йджане, Бело­рус­сии, Гру­зии, Молда­вии и Украины.

То есть Румыния добро­во­льно вызва­лась быть евро­а­тлан­ти­че­ским «кну­том». В своих, разу­ме­ется, целях. Нас­чет «замо­ро­жен­ных» кон­флик­тов — это озна­чает, что Буха­рест при­ло­жит все уси­лия, чтобы ПМР в ходе пере­го­во­ров по уре­гу­ли­ро­ва­нию не полу­чила не только международно-признанной неза­ви­си­мо­сти, но и феде­ра­ции с авто­но­мией. Это есте­ственно для румын­ской дипло­ма­тии, поско­льку курс Буха­ре­ста на при­со­е­ди­не­ние Молдовы и Прид­не­стро­вья к родине Тра­яна Бэсе­ску оче­ви­ден. А «под­держка демо­кра­тии, вер­хо­вен­ства права, прав чело­века и надле­жа­щего пра­вле­ния» в Молдове и Укра­ине — это обес­пе­че­ние (жела­те­льно нав­сегда) про­ру­мын­ского руко­вод­ства в Киши­неве, а также полу­че­ние веч­ного рычага давле­ния на Укра­ину. Если Киев решит при­нять гео­по­ли­ти­че­ский вызов Буха­ре­ста и защи­тить свои интер­есы, то Румыния поста­ра­ется под­ключить США к нажиму на потом­ков Тараса Бульбы: у укра­ин­цев вскро­ются либо мас­со­вые нару­ше­ния прав чело­века, либо обна­ру­жится, что система пра­вле­ния у них ненадлежащая.

Кстати, а что зна­чит «надле­жа­щее пра­вле­ние»? Этого Декла­ра­ция не разъясняет. Учи­тывая тра­ди­ци­он­ную смесь тон­кого рас­чета и аван­тюри­зма в румын­ской поли­тике, не при­хо­дится сом­не­ва­ться, что в Буха­ре­сте могут при­бег­нуть и к воен­ному давле­нию на «нена­дле­жа­щие» режимы в рас­чете на аме­ри­кан­скую под­держку, трак­туя понятия «прав чело­века» и «демо­кра­тии» так, как это выгодно Румынии.

Харак­терно, что Тра­яна Бэсе­ску в его аме­ри­кан­ской поездке сопро­во­ждал совет­ник пре­зи­дента Румынии по вопро­сам без­о­па­сно­сти Юлиан Фота. Он — доста­точно частый гость в Киши­неве, хорошо знает молдав­скую ситу­а­цию, у него обшир­ные кон­такты. Логично пре­дпо­ло­жить, что в умах румын­ского руко­вод­ства в ходе этого визита молдав­ская, да и прид­не­стров­ская тема­тика зани­мали вид­ное место. Даже если пере­го­воры с аме­ри­кан­скими колле­гами не сильно каса­лись быв­шей МССР, то, несом­ненно, команда Бэсе­ску тща­те­льно при­ки­дывает, как Дого­вор по ПРО облег­чит Румынии в буду­щем «пере­ход» Прута, а то и Днестра.

Таким обра­зом, в районе ука­зан­ных Прута и Дне­стра начало скла­дыва­ться новое соот­но­ше­ние сил. Про­цесс уси­ле­ния Буха­ре­ста пошел неза­до­лго до встречи в фор­мате «5+2» в Москве по уре­гу­ли­ро­ва­нию молдо-приднестровского кон­фликта. Помимо возра­ста­ния рисков и угроз в силу этого про­цесса для Москвы, Киева и Тира­споля, все это сви­де­те­льствует, как нам кажется, о том, что Кре­млю вряд ли можно расс­чи­тывать на серье­зные компро­миссы с Запа­дом в сфере вне­шней поли­тики. А это, в свою оче­редь, лишает смысла потен­ци­а­льные усту­пки рос­си­йской дипло­ма­тии на прид­не­стров­ском напра­вле­нии. Напри­мер, вывод с бере­гов Дне­стра войск РФ неи­збе­жно обер­нется возра­ста­нием угрозы сило­вого давле­ния на Приднестровье.

Сле­до­ва­те­льно, про­ти­во­сто­ять румын­ской экспан­сии в новых усло­виях Рос­сия, Укра­ина и Прид­не­стро­вье могут лишь при двух усло­виях. Первое. Необ­хо­дим сдер­жи­ва­ющий фак­тор силы, как воен­ной, так и поли­ти­че­ской. Это как сохра­не­ние рос­си­йского при­крытия в виде Опе­ра­тив­ной гру­ппы рос­си­йских войск в Прид­не­стро­вье, так и миро­твор­че­ского кон­тин­гента РФ. Кроме того, целе­со­о­бра­зным выглядело бы укре­пле­ние укра­ин­ской армии в рас­чете на возмо­жно­сть буду­щего про­ти­во­сто­яния с Румынией в вопросе Южной Бес­са­ра­бии и Север­ной Буковины.

Вто­рое. В отно­ше­ниях с Румынией, о чем уже при­хо­ди­лось писать, логич­ной была бы хотя бы мини­ма­льная коор­ди­на­ция под­хо­дов Рос­сии и Укра­ины к про­блеме молдо-приднестровского уре­гу­ли­ро­ва­ния, а также к поли­тике Румынии. Без­у­словно, Буха­рест в пред­сто­ящие недели и месяцы будет ста­ра­ться изо всех сил вбить клин в российско-украинские отно­ше­ния, чтобы затем с помо­щью ЕС и США устра­нить поо­ди­ночке своих гео­по­ли­ти­че­ских сопер­ни­ков в реги­оне. Но если у Москвы и Киева доста­нет здра­вого смысла раз­га­дать эту эле­мен­тар­ную игру и насто­ять на своих пра­ви­лах, Румыния обяза­те­льно проиграет.

Андрей Сафо­нов
 
Сверху