Почему молдоване не румыны?

Nistru

Хранитель форума
1. Предками молдован является народ, который на протяжении 8 тысяч лет (начиная с культуры Кукутень-Триполье) проживал в одном и том же ареале обитания: Карпато-Дунайско-Днестровском пространстве. В рамках этого ареала территория обитания то уменьшалась, когда в тяжелые времена наши предки уходили в леса и горы, то возвращалась в свои границы, когда опасность уходила. Непрерывность обитания наших предков на их исторической территории доказано историческими, антропологическими, генетическими и лингвинистическими исследованиями.
2. Этот народ был основателем многих древних цивилизаций – от ближневосточных до большинства европейских, включая греческую и римскую.
3. Если говорить о предках молдаван, которые жили в начале новой эры, то ими являются гето-даки – жители крупного древнего государства Дакия, которое занимало территорию от реки Буг (на Украине) до границ современной Германии. На юге границей Дакии был Дунай. Гето-даки были носителями гетской (фракийской) культуры и языка, который относится к группе протолатинских (предшествующих латинскому) языков.
4. Римская империя в 106 году заняла около 20% территории древней Дакии, образовав одноименную провинцию, которую пришлось покинуть под ударами свободных даков в 275 году. Как результат этих событий среди румынских и ряда молдавских историков развились теории о романизации даков и, как следствие, римском происхождении валахов и молдаван. Следует сказать, что сторонником этой теории был и, воспитанный в католической (латинизированной) Польше, молдавский летописец Мирон Костин, который в доказательство своей версии o римском происхождении молдаван использовал предположения опровергнутые, впоследствии, археологическими исследованиями. Под романизацией понимается латинизация, т.е. переход населения на латинский (римский) язык. Однако, такого перехода не было, так как жители римской Дакии (еще до включения ее территории в состав Римской империи) говорили на языке близком к латинскому, имея оригинальную и богатую культуру. Именно этим объясняется тот факт, что молдавский язык близок к языкам, так называемой романской группы.
5. Молдаване на протяжении своей истории (как минимум с 12 века) никогда не называли себя румынами, а свой язык румынским. Они называли свой язык молдавским, а себя молдаванами! Об этом свидетельствуют многочисленные документы – молдавские летописи (в том числе Мирона Костина), акты господарской канцелярии, документы из архивов иностранных государств.

6. Румынизм, в отсутствие знаний о своем истинном происхождении, появился и развился в среде трансильванских валахов, чья территория входила в состав средневековой Венгрии. Эта теория, как показано выше ошибочна, однако румынизм помог трансильванским валахам осознать себя «благородной» нацией с древними корнями и, таким образом, сохранить и спасти себя от ассимиляции привилегированными этносами Венгерской империи. Таким образом, на определенном этапе развития трансильванских волохов, румынизм сыграл позитивную роль.
7. Румынизм сыграл свою роль, правда, спорную, и в период объединения запрутской Молдовы с Валахией в середине 19 века. Часть молдавской интеллигенции – наиболее активных, но недостаточно опытных молодых, романтически настроенных писателей, политиков и военных приняли румынизм, как флаг для объединения и спасения, как они думали, нации. В результате хитрости Бухареста и романтической неопытности «молодых» молдаван были нарушены международные договоренности о наименовании нового государства – «Объединенные княжества Молдовы и Валахии». Постепенно молдавские язык и культура были «приватизированы» более многочисленными валахами под общим названием – румынские.
8. Таким образом, румынизм не может быть принят сегодня молдаванами (и, возможно, современными румынами) по следующим причинам:
• Мы не произошли от Рима и имеем мало общего с разношерстным в этническом и культурном плане населением Римской империи. Наши предки, носители богатой позитивной культуры не могли радоваться, сидя на трибунах «арен» массовым убийствам гладиаторов, равно как не могли разделять основные принципы Рима – «разделяй и властвуй», «хлеба и зрелищ». Нашему народу и культуре не 1900 лет, как пытаются доказывать большинство румынских историков, а значительно больше.
• Мы являемся этносом - потомком древних народов (однородного в антропологическом, генетическом и культурном плане), проживающих последовательно на территории Карпато-Дунайского-Днестровского пространства на протяжении 8-ми тысяч лет. Это доказано современными историческими, археологическими, линвинистическими и генетическими исследованиями.
• Осознание своего древнего происхождения проявилось в том, что основатели молдавского государства в качестве государственных символов Молдовы приняли не римского орла, а древние символы наших предков – голову огненного бога-быка, красный цвет знамен и воина, побеждающего змея.
• Знание народом собственной правдивой истории, исторически и культурно-обоснованное наименование этноса позволяют сохранить непрерывность и преемственность в его развитии, делают понятными его особенности, дают возможность сохранить древние символы и традиции, память о предках и истинных героях нации. Правдивая история объясняет истоки языка, культуры и обычаев этноса, формирует мощный фундамент, опираясь на который нация может стабильно развиваться. Чем глубже исследованы корни нации и ее история, тем понятнее настоящее и яснее будущее. И только на этой основе можно консолидировать народ для достижения лучшего будущего своей страны, включая полноценное развитие национальных меньшинств.
• Наши предки всегда, на протяжении всей истории существования Молдовы и молдаван называли себя молдаванами, а язык свой – молдавским! Поэтому, мы не румыны! Мы молдаване! Так называли себя наши предки и так будем называть себя мы и наши потомки!
 

Nistru

Хранитель форума
Новая нация в Европе: румыны или молдаване?



В 1992 году после падения Советского Союза, на карте между Украиной и Румынией появилась новая страна, которая ранее никогда не существовала: Молдавская республика. Рождение этой страны возобновило старый спор: кто такие молдаване? Являются ли они самостоятельной нацией или частью румынской?
Чтобы ответить на этот непростой вопрос, прежде всего необходимо ответить на другой: каковы характеристики независимой нации? Существуют две основных теории: одна – французская и англо-саксонская, которая акцентирует внимание на государстве. Согласно этой интерпретации, нация – это большая группа людей, живущих в одной стране и имеющих независимое правительство.
Другая трактовка нации – т.н. германская, где основной упор делается на расовое происхождение и этничность. В германской модели выделяют три характеристики нации: общий язык, историю и культуру.
Используя первую трактовку, ответ на молдавский вопрос будет простой: молдаване имеют отдельное государство и правительство, следовательно они – нация. Но для региона, где находится Молдова, франко-англо-саксонская терминология неприменима. В Центральной и Восточной Европе и на Балканах этническое понимание нации является господствующим, поэтому я буду освещать проблему, отталкиваясь от характеристик, описанных в т.н. германской теории.
Румыны и написание советской истории
Существуют два взгляда на проблему: русско-советский и румынский. В представлении румынских историков и (простых людей) все очень просто: не было, нет и не будет отдельной молдавской нации. По их мнению, название «молдавский» может быть использовано только географическом, но не в этническом значении. Некоторые румыны допускают существование некой молдавской идентичности, но только на региональном уровне. В средние века люди из Молдавского княжества называли себя молдаванами, а жители Валахии – валахами, т.е. это самосознание – всего лишь пережиток прошлого (Van MEURS, p. 110).
Русские (советские) историки придерживаются полностью противоположного мнения: они утверждают, что есть отдельная молдавская нация, отличная от румынской. чтобы это доказать, русские разработали две основных теории:
1. Последователи первой школы описывают молдаван и всю румынскую нацию как славянско-латинскую смесь. Согласно этой теории, латиноязычные волохи были предками обеих наций, но по мере их расселения они раскололись на две части. Волохи на юге взаимодействовали с южными славянами и стали румынами, в то время как волохи в северных регионах вступили в контакт с восточными славянами и превратились в молдаван.
2. Другая, более популярная точка зрения заключается в том, что две первые стадии развития нации (племя и народность) значительно не отличались для романоязычного населения по разные стороны Прута. Раскол между румынами и молдаванами и их культурами произошел в XIX веке, когда с ростом капитализма сформировались две буржуазные нации (в коммунистической теории нации, третья стадия развития). Одна группа исследователей особо отмечала 1859 г., год объединения Румынии, как год раскола двух культур, другие упоминали конец XIX века(Van MEURS, p. 113).
Факты помимо теорий
Очевидно, что и румынская и советская точки зрения были политически обусловлены, а влияние политики обычно очень вредно для правды. Это правило полностью справедливо в случае с молдаванами: историческая действительность гораздо сложнее, чем теории.
Русские правы, указывая, что славяне расселились в Молдове раньше румын, в начале VI века. Также правда, что нашествия кочевников (в основном монголов) опустошило территорию между Прутом и Днестром (Бессарабию) в XIII –нач. XIV вв. и романизированное население впервые появляется в междуречье в XIV веке. По мере своего расселения, они ассимилировали остатки славянского населения. Некоторые русские утверждают, что в этот момент появилась молдавская нация. Но по международно-признанному мнению – в то время как процесс ассимиляции имел также влияние на волохов – нельзя сказать, что в результате этого появилась этническая группа по существу отличная от романизированного населения на других территориях (SHLAPENTOKH, p. 72). После того как Молдавское княжество завоевало территорию в конце XIV в., судьба Бессарабии на долгое время стала аналогичной судьбе других частей княжества. Люди по обе стороны Прута испытали турецкое завоевание, татарские, казачьи и польские набеги. Между ними не было существенной разницы в области языка, расового типа, обычаев и т.д. Таким образом, советская теория о раннем расколе романского населения не может быть воспринята очень серьезно.
Другая советская гипотеза, все же, была основана не только на фантазии историков. Румыны обычно не признают, что самой важной поворотной точкой развития национального самосознания в Молдове является присоединение Бессарабии к России в 1812 г. В то время как корни румынского национализма
могут быть прослежены в XVIII столетии (даже до просвещения румынские летописцы предавали особое значение общему происхождению жителей княжеств Молдова, Валахия и Трансильвания), национализм стал господствующей силой более чем веком позже. Он распространялся с Запада на Восток, появившись впервые в Трансильвании, и достиг Старой Румынии (Валахия и Запрутская Молдова) в третьей четверти XIX в. Поэтому российская аннексия случилась несколькими десятилетиями раньше подъема национального чувства, и раскол значительно повлиял на эволюцию национальной идентичности в Бессарабии.
Одним из наиболее важных аспектов стала слабость, а в первые десятилетия и пророссийская ориентация знати (роль знати в развитии национальной идеологии не столь существенна как в Западной Европе, но все же важна и в восточных районах континента). Часть боярства быстро ассимилировалась русскими, другие оказались изолированными. Русские создали полностью новую знать из обломков старой. К 1911 г. из 498 знатных фамилий только 138 были молдаванами Moldavian (HITCHINS, p. 240).Другой создающий нацию класс, буржуазный средний класс и местная «интеллигенция», был даже слабее, и почти не существовал. В Молдавии городское население было малочисленным. В 19 в. 14,7 % населения жили в городах, и только 14 % из этих 14 были молдаванами (HITCHINS, p. 243). Это означает, что приблизительно два молдаванина из ста были горожанами, и естественно лишь немногие из них были способны понять значение национальной идеи (большинство людей были неграмотны даже в городах). Существовало несколько национальных поэтов (напр. Константин Стомати), но без собственных почитателей и литературных связей с Румынией, их влияние было незначительным (Van MEURS ).
Православная церковь, чья роль в венгерской Трансильвании была очень важной в деле национального пробуждения румын, была единственной аборигенной организацией, которая осталась молдаванам после российского завоевания. Но ситуация в двух провинциях сильно отличалась. В Трансильвании и в Австро-Венгрии в целом, господствующей религией было католичество, а православная церковь не была подчинена центру. Это сохранило ее независимость, ее школы служили центрами национального развития. В Молдове правители были также сторонниками православия. После аннексии русские отделили Бессарабскую церковь от Молдавской метрополии. Она была передана под юрисдикцию Святейшего Синода в Санкт-Петербурге. Это было началом длительного процесса русификации. Высшие церковные посты были заняты русскими, которые были против национального движения (HITCHINS, pp. 243-244). Образовательная среда также испытала сильное влияние, преподавание румынского как предмета в государственных начальных и средних школах было прекращено в 1860 и 70-х гг. (HITCHINS, p. 248). Следовательно даже церковь не могла стать центром национальных чувств.
Исходя из недостаточного основания, неудивительно, что уровень национального сознания среди коренного населения Бессарабии был крайне низок и не существовало румынского (или молдавского) национального политического движения в 19 в. Так премьер-министр Румынии заметил в 1891 г.: «Из Трансильвании мы слышим плачь наших собратьев, но из Бессарабии мы не слышим ничего» " (Van MEURS, p. 53).
Только в 1905 г. появились две националистические организации в образованных кругах. Умеренная, основанная патриотически настроенными боярами, была скорее культурной ассоциацией. Они выступали за введение молдавского языка в школах. Радикалы, в основном студенты университетов, желали укрепить национальное сознание среди молдавского населения. Они, тем не менее, не искали отделения от Российской империи, объединение не было главной целью (HITCHINS, p. 249).
Вопрос о румынизме восточнороманского населения Бессарабии не был проблемой. Образованные круги знали, что они румыны, крестьяне не знали ничего, а русских не волновало, кто они. Основная цель Москвы была включить территорию в состав империи и, если возможно, ассимилировать население. Создание нации просто не стояло на повестке дня. Несмотря на то, что это правда, что идея независимой молдавской нации впервые появилась при царском режиме, большинство русских историков в то время не делали различий между молдаванами и румынами. Даже такие печально известные русификаторы как П.П. Батюшков не делали различий. . (Van MEURS, p. 154)
Тем не менее, это вовсе не означает, что вторая советская версия о молдавской нации полностью ошибочна. Развитие румын в Бессарабии и Старой Румынии в 19 в. шло в двух разных направлениях. Они не пережили в месте множество событий, которые сформировали румынское самосознание. Хороший пример этому – венгерско-румынская борьба за Трансильванию, которая имеет очень важное значение в румынской истории: у молдаван совершенно отсутствовали анти-венгерские настроения.
Создание нации
Победа коммунистов внесла значительные изменения в молдавский вопрос: концепт молдаван как полноправной нации был развит советскими историками в нач. 20 – 30 гг. XX в. Существует множество примеров, что нацию можно создать (или помочь в создании) извне. Например, в случае с македонцами, югославы имели успех в построении новой нации. Советское государство пыталось сделать то же самое с молдаванами, они трактовали их как отдельную нацию с самого начала. Например в советскую эпоху румыны Буковины и молдаване были просто отнесены к разным категориям. Политической мотивация подоплёкой была потеря Бессарабии: русские пытались создать исторически обоснованное объяснение своих экспансионистских целей: регион заселен не румынами, следовательно Румыния не имеет на него прав
После того как большинство территорий населенных молдаванами вошло в состав Румынии в 1918 г., только несколько сотен тысяч их осталось под советским управлением, в основном в Приднестровье. Первоначально Советы пытались построить нацию из этих людей. Москва создала для них родину – Молдавскую Автономную ССР, которую пропаганда называла «первым национальным государством молдаван». В 1928 г. была запущена крупномасштабная кампания по созданию полноценного языка из диалекта жителей молдавских деревень. Заимствования из румынского и славянского были заменены вновь созданными «молдавскими» словами. (Напр. международный термин «термометру» был заменен вновь изобретенным «кэлдуро мэсузэтор» (Van MEURS, p. 129). Но была небольшая проблема с этим языком: крестьяне не понимали его. Это был первый удар по процессу создания нации.
В 1940 г., территория Бессарабии была аннексирована Советским Союзом, частично основываясь на допущении, что ее население не румыны, а самостоятельная нация. Второй удар случился после Второй мировой войны: русские остановили процесс молдованизации. Во время хрущевской либеральной культурной политики, культурное наследство было возрождено. Михай Эминеску, величайший (и в тоже время очень националистичный) румынский поэт был признан частью молдавского культурного наследия. Младшее поколение молдавских писателей вновь открыло свою этническую идентичность, в 60-е гг. даже были слышны протесты против русификации.
В 1968 г. Брежнев, который был первым секретарем партии в Молдавии, вновь начал процесс нац. строительства. Культурный обмен с Румынией был ограничен, а импорт румынских книг запрещен (Van MEURS, pp. 142-44). Этот период продолжался 20 лет. Результаты с советской точки зрения были не столь впечатляющими. Молдавская интеллигенция и остатки слоя буржуазии сохранили культуру и язык. К веку перемен, после 50 лет советского господства, т.н. молдавский язык, не представлял из себя даже отдельного диалекта, а был только вариантом распространенного молдавского диалекта румынского языка (BÍRÓ, p. 20).
Когда «Гластность» сделала возможной национальное пробуждение по всему СССР, брежневские ограничения были скоро ликвидированы и молдаване начали возвращать свое румынское наследство. В конце 80-х призывы признать идентичность молдавского и румынского языков и перевести молдавский язык на латинский алфавит оказались эффективными мобилизаторами (SHLAPENTOKH, p. 81).
Затем возник вопрос о государственном флаге, который также показывал прорумынскую ориентацию: большинство предпочло традиционный румынский триколор, красный, желтый, синий. Флаг стал официальным символом в апреле 1990 г. В то же самое время улицам Кишинева и большинства молдавских городов были возвращены названиям, который они носили при румынском правлении (BREMMER - TARAS, p. 136). Таким образом, казалось, что вопрос о молдавской нации больше не актуален.
Но все оказалось не так просто. Только население городов предпочло националистические изменения, в то время как молдаване из сельской местности были не столь воодушевлены своим румынским наследием и национализмом (SHLAPENTOKH, p. 82). Опрос общественного мнения в нач. 1990 показал, что 43.1 % населения Молдавии предпочли сохранение Молдавии в составе Советского Союза, когда 41.8 % было за независимость. Это не было даже приблизительно похоже на данные по прибалтийским республикам. Примечательно, что в то время как 29.9% этнических молдаван поддерживали Советский Союз и 54.8 % хотели независимого государства, только 3.9 % поддерживали объединение с Румынией. Для молдаван основным вопросом был вопрос о государственности (SHLAPENTOKH, p. 80).
Несмотря на эти крайне интересные данные, мнение большинства международных экспертов ближе к румынской точке зрения, чем к российской. Ван Меурс просто называет теорию независимой молдавской нации мифом (Van MEURS, p. 111). Другие эксперты называют молдаван румынами (Биро – лучший пример)
В то время как ясно, что у румын и молдаван общий язык, и в целом общая история и культура, Я думаю, что сегодня отношение между румынами и молдаванами нельзя сравнить ни со случаем западных восточных немцев, где нет ни малейшего сомнения, что они представляют собой одну нацию, ни со случаем македонцев болгар, где совершенно ясно, что они два разных народа. Молдаване находятся где-то посередине, в серой зоне, когда возможно пойти в обоих направлениях. Возможно, более вероятно, что они объединятся с румынами в одну нацию, но ничто не гарантировано в истории.
Библиография:
Bíró Béla "moldáv" rejtély' (The Moldavian Enigma), Pro Minoritate, 1996/Tél, p.20
BREMMER, Ian - TARAS, Ray 'Nations & Politics in the Soviet Successor States', Cambridge, 1993
HITCHINS, Keith 'Rumania 1866-1947', Oxford, 1994
SHLAPENTOKH, Vladimir 'The New Russian Diaspora' New York, 1994
Van MEURS, Wim 'The Bessarabian Question', New York, 1994
(перевод с английского)
 

Сергей

Старший хранитель
Вот именно то и получили "Кэлдуро мэсурэтор".
Все гораздо проще,если слить Воду.
1.Валахи Марамуреша под давлением Венгров мигрировали в междуречье вчерез Карпаты в долину заняв территорию от Карпат до Днестра. Русин Яцко (бортник) сказал,что территория является кочевой територией печенегов или половцев.Учитывая ,что Валахи искушенные в военном деле и прибывшие в Долину в виде военного отряда дает повод понимать ,что являл собой военную силу способную отбить территорию у крымчаков.Что и произошло и происходило вплоть до Штефана Великого.
2.Руссины данники половцев в основном проживающие в междуречье Днестра и Буга.Эмигрировали за днестр к населению близкому по вере.
3.Несомненно ,что ассимиляция произошла и потому ,что среди переселенцев было много сербов:Сырбу,Корнеч,Зенович и.т.д.свободно общавшихся с руссинами и валахами зная оба языка.
4.Если встречались два Валаха то при первои знакомстве выясняли откуда ,кто родом:Арделян он жеТрансильван ,Мунтян,Молдаван.Что означало ,как топоним мето проживания(Трансильван-Валах из-за карпатских лесов,Мунтян-Валах -Горец,Молдаван-Валах проживающий на берегах реки Молдова.)
Вывод Топоним не может отражать название этноса и если проживали в относительной изоляции из-за горных кряжей проходимых только летом то-же не дает права притягивать аргументы за уши ,что это разный народ.
5.Валахи,Вольки(Вольски),Валлоны ,Уэльски,-Германское обозначение романизированных кельтов.
(Продолжение Следует).
 

ivan

Новичок
Почему молдоване не румыны?

Этот вопрос не даёт покоя великим освободителям балканских народов, т.е. русским, ведь с другими (болгарами,венграми,сербами и др....) всё ясно, а вот с молдованами одни проблемы с момента отделения части территории Молдовы и присоединения к России(СССР). Почему именно руским неприемлем вариант едентичности запрутских молдован с валахами? Ответ прост, управляя этой территорией и создав новую нацию написав много исторических трудов на эту тему, теперь трудно отказаться от ошибочной теории, да и как удержать этот народ в своей геополитической орбите, как не продолжать фальсифицировать историю. Лозунг: "Бессарабия была,есть и будет провинцией Москвы"!
 

Сергей

Старший хранитель
Бессарабия не является для СССР ни простым вопросом престижа,ни незначительным территориальным вопросом.
Бессарабия-политическая брешь,заботливо сохраняемая в границах буржуазного мира,зародышем военного прорывав их планах разрушения этого мира.
Князь Стурдза.
То-же самое можно и сказать о планах России к Бессарабии по отношению к Западу.
 

Сергей

Старший хранитель
Кстати передовица помоему взята из сайта "Мы Молдаване" которую ведут Юнные Воронята.Наглые, понахватавшиеся по верхам.
Даже то ,что Знамена Красные-(Красные знамена впервые применяли римские когорты,"Римский боевой стяг".
Георгий Победоносец на коне попирающий Дракона-Римский солдат Георгий ,первый легионер принявший христианство за-то и возведен в ранг Святого.
Воистину,-"Все Дороги ведут в Рим."
Не те аргументы в глупейших доказательствах о Инопланетном происхождении Молдаван.
 

Nistru

Хранитель форума
Песню о том, что нужно гордиться своей страной, исполняют Ирина Тарасюк, Сергей Ковальский и Эдуард Лопатенко. ( На второй минуте есть слова на русском)

 

Сергей

Старший хранитель
(Продолжение).
Да действительно в соответствии с теорией о гаплогруппах(особенностях ДНК), границы княжества Молдова полностью совпадают с ареалом Трипольской Культуры.По своей формуле ДНК молдаване относятся к Древнеевропейской культуре.12R1-гаплогруппа наиболее распространена сейчас в том-же ареале, немного меньше в границах Румынии.Снова сильнее в Хорватии и Албании.
Действительно ,возможно древние Иллирийцы жившие на территории современной Хорватии и были латиноговорящей нацией и именно они передали нам современный румынский язык.Возможно?
Но ,не стыкуются исследования Дакского языка который оставил нам 148 слов которые ближе к Современному ........???Албанскому!!!
Значит теория о том ,что Даки имели язык близкий к римскому не выдерживает никакой критики.
Да действительно ,как назвать язык Румынский или Молдавский.Если Молдавский значит надо допустить ,что язык сформировался на берегах реки Молдова ,наверное все-таки Нет.Название Румынский(Римский) указывает на происхождение языка,что не противоречит названию исторической территории Молдова.Все-равно ,что утверждать ,что Рязанцы или Суздальцы говорят не на русском а на рязанском или суздальском.Нонсенс.Да до определенного времени Россия называлась Московией,но я ни разу не слышал о московском языке(кроме акающего прононса).
Лично для меня, передовица, больше похожа на винигред из голов т.н "молдовенистов",которые не только не знают историю,но и не являются представителями коренного населения.Мало того и народ который они защищают в большинстве случаев им ненавистен.
Фактически ,ничего нового,те же теории неоимпериализма для удержания самосознания молдаван и в итоге территорий в Ареале Неоимперии.
 

Сергей

Старший хранитель
Термин Румынский существовал задолго до Собрания в Алба- Юлии."Румелия"-Срана румов(ромеев) существовала в Турецком ,македонском,болгарском языках.Да и вообще исторически весь Балканский полуостров под властью Византии назывался Румелия.
Я уже не говорю о существовании Арумын и Менглерумын,которые вообще не принимали участия в Великом Объединении но назывались Румынами со времен царя Гороха.
Далее.Артефакты."Песнь о Нибелунгах".Великий Зигфрид кончил свои дни в схватке с .................Румынами.Обана!
 

pinr

Старший хранитель
...ради выхода к торговым путям чорного моря...4.19 минута---россия всегда была, есть и будет имперским государвством...так за что её любить?
 
Сверху