Тираспольский
Новичок
Для большинства стало неожиданностью уход Анатолия Каминского с поста председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. Многие задаются вопросом: почему им предпринят такой шаг? Ведь на политическом Олимпе Приднестровья положение спикера казалось прочным и незыблемым: восемь с половиной лет он являлся заместителем председателя Верховного совета, три года - возглавлял законодательный орган.
Одновременно Каминский - лидер республиканской партии «Обновление», представителям которой принадлежит большинство мест в парламенте и которую по аналогии с всероссийской партией «Единая Россия» называют правящей партией. Обе политические силы выстраивали взаимовыгодное сотрудничество в интересах граждан своих стран, свидетельством чему является участие обновленцев во главе с Анатолием Каминским в недавнем очередном съезде единоросов. Казалось, он имеет прочную поддержку в российских политических кругах и государственных структурах… и вдруг - такое решение!
Вопросов возникает немало. И ответы на некоторую их часть дал сам Анатолий Владимирович в своем обращении к депутатскому корпусу.
Он отметил, что за годы совместной работы пришлось пройти непростой путь строительства парламентаризма, вспомнил конституционный кризис 2009 года (тогда, в бытность председателем Верховного совета Евгения Шевчука, была предпринята попытка внести изменения в Конституцию ПМР, которые превращали страну из президентской в парламентскую. - Прим. ред.), выборные кампании 2010 и 2011 годов - депутатов и президента, ряд значимых и важных решений в области экономики, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики, других сфер жизни граждан республики. И претворяемая в практические дела государственная политика получала поддержку народных избранников.
Однако заявление о сложении полномочий, как уже отмечалось, для многих явилось внезапным. Объясняя его, спикер заявил: «Мое решение об уходе является обдуманным, взвешенным и добровольным. Оно не вызвано каким-либо давлением, ни внутри республики, ни извне. Более того, мой последний визит в Россию, на съезд партии «Единая Россия», еще раз подтвердил (и коллега Михаил Бурла был этому свидетелем), что Россия, ее высшее руководство, политическая элита, поддерживает мнение парламента и направленность наших с вами действий.
Я неоднократно призывал всех к консолидации сил и сегодня еще раз призываю к этому, к недопущению роста конфронтации - особенно между органами государственной власти. Политический статус нашей республики - непризнанность, экономическое состояние страны и социальное положение наших граждан обязывает нас к согласованным, выверенным и совместно принятым действиям».
Анатолий Владимирович обратил внимание коллег на некоторые моменты президентской избирательной кампании прошлого года, когда ему как спикеру и кандидату на пост главы государства пришлось выслушать огромное количество зачастую необоснованных (по его мнению) упреков и критики, а порой и личных оскорблений. После выборов, признав победу Евгения Шевчука, публично и открыто предложил ему всестороннюю поддержку и заверил в конструктивном выстраивании отношений парламента с президентом, правительством, судебными органами власти.
«Все эти месяцы я лично делал все для налаживания деловых конструктивных взаимоотношений, - сказал спикер. - К сожалению, не встретил ни понимания, ни поддержки. Более того, конфронтация нарастает, усилилась тенденция к игнорированию председателя и парламента в целом. Это вы видите сами, это обсуждается в нашем обществе и вышло далеко за пределы республики».
В этих словах содержится изрядная доля правды. Даже люди, не входящие в кулуары власти, в последнее время замечали неприкрытое пренебрежительное отношение к Анатолию Каминскому. За примерами далеко ходить не надо.
Так, в День России, 12 июня, в Бендерах открывали памятник Александру Лебедю. В числе множества официальных лиц на торжестве присутствовал и председатель Верховного Совета. По негласному табелю о рангах он является вторым лицом в государстве, и его имя должно оглашаться вслед за президентом. Так было всегда, но не в тот день… Фамилия спикера прозвучала аж после имен бендерских городских руководителей(!).
Когда пошла церемония возложения цветов, дикторы сообщали об этом присутствующим: «Цветы возлагает (к примеру) президент Приднестровской Молдавской Республики Шевчук Евгений Васильевич…» В случае с Анатолием Владимировичем опять вышла неувязка. Мало того, что его очередь наступила после всех структур исполнительной и судебной власти, после всех гостей и других официальных лиц, так еще и объявление получилось скомканным: «Цветы возлагает председатель Верховного Совета Каминский…» И далее последовала запинка, как вроде бы диктору внезапно отказала память…
Вернемся, однако, к тексту заявления Анатолия Владимировича.
«Мне очень не хотелось бы, но я вынужден сказать, что в кулуарах некоторых органов государственной власти и ряда общественных организаций готовится почва для роспуска Верховного Совета, - отметил он. - В этой ситуации заявляю, что не могу и не хочу нести ответственность за решения и шаги, о которых я зачастую даже не поставлен в известность и которые принимаются без меня и без парламента.
Я, как председатель Верховного совета понимаю, что несу ответственность перед приднестровским народом, перед вами, уважаемые депутаты, и перед Россией как страной-гарантом. Та материальная и моральная поддержка, которая, в том числе и благодаря моим усилиям, приходит из России, налагает на меня и на нас всех соответствующие обязательства.
Я ухожу с поста председателя Верховного Совета, но остаюсь в политике и остаюсь депутатом Верховного Совета. Как и прежде, буду представлять избирателей моего избирательного округа, выполнять их наказы, проводить приемы граждан и защищать их интересы».
Слова, конечно, многообещающие, хотя любой, даже мало искушенный в тонкостях большой политики, человек прекрасно понимает, что на посту председателя Верховного Совета ПМР Анатолий Каминский сделал бы намного больше и намного лучше и для своих избирателей, и для граждан республики в целом.
Заканчивая свое обращение к коллегам, Анатолий Каминский подчеркнул: «Многие годы мы были вместе, и я горжусь тем, что вы мне доверяли. Сегодня для меня наступил момент истины. Понимая всю сложность складывающейся ситуации, утверждаю: я не испугался трудностей, я не боюсь ответственности, а совершаю этот поступок с большой надеждой на то, что это приведет к дальнейшему сплочению всех конструктивных сил, органов государственной власти во имя Приднестровской Молдавской Республики, благополучия наших граждан и сближения с Россией».
Решение спикера сложить с себя полномочия руководителя законодательного органа поддержали многие народные избранники. В частности, старейший депутат, тоже рыбничанин, Анатолий Белитченко заявил: «Совсем недавно, чуть больше года назад, мне пришлось вести организационное заседание, где этим же составом, 42 голосами, мы проголосовали за Анатолия Владимировича и доверили ему пост председателя Верховного Совета. Та работа, которая им проведена, заслуживает благодарности и уважения к этому человеку». Его поддержала и председатель постоянного комитета по законодательству Галина Антюфеева: «Анатолий Владимирович принял мудрое решение. Я хочу поблагодарить его за совместную работу».
Возможно, все это так. Но вот такой поспешный уход Анатолия Владимировича со всех руководящих постов заставляет крепко задуматься и вспомнить былые разговоры и мнения, витавшие в приднестровском обществе несколько лет назад. Еще тогда многие представители политических и общественных организаций, ряда властных структур выказывали удивление избранием Анатолия Каминского на руководящие роли в Верховном Совете и РПП «Обновление», так как не видели (и сейчас не видят, да к тому же убедились в своей правоте!) в нем настоящего политика, признанного вожака, способного повести за собой людей, пользующегося не то что авторитетом и уважением, а всеобщим признанием и любовью соотечественников.
Нередко в разговорах приходилось слышать: неужели в партии «Обновление» не могут найти человека, достойного представлять ее и на политической арене, и в законодательном органе власти? Не могли или не хотели, сейчас уже не столь важно, так как сведущие в политике граждане предрекают скорый закат и самой РПП «Обновление» - наподобие ухода в небытие некогда сильной и представительной силы - Приднестровской патриотической партии.
Итак, решающий шаг сделан. Хорошо это или плохо - покажет время. Но немало людей считает это проявлением малодушия, отсутствием бойцовских качеств и харизмы политического лидера. Парламент избрал нового председателя. Им стал, как уже сообщалось, вице-спикер Михаил Бурла. В то же время, кстати, Каминский рекомендовал Бурлу и на пост лидера партии «Обновление». Наверняка нового спикера парламента ПМР утвердят и в должности председателя партии на предстоящем 23 июня очередном партийном съезде.
История на этом, безусловно, не закончится. Нас наверняка ожидают еще многие новости, в том числе и неожиданные.
Источник