Новости Крыма

Dmxmd

*** *** ***
Керченский переход: технический мост на Тузлу не решает проблемы
Краснодарский край – Россия усиленно делает вид, что полным ходом строит транспортный переход в Крым. Так, на днях вице-премьер правительства России Дмитрий Козак открыл движение транспорта по первому из трех вспомогательных мостов между Таманью и украинским островом Тузла, проверил ход строительства перехода на Кубани и доложил Дмитрию Медведеву, приехавшему в Сочи на инвестиционный форум, что работы ведутся по плану. Почему вместо одного запланированного и уже много раз спроектированного сдвоенного автомобильно-железнодорожного моста Россия намерена построить целых три вспомогательных, и три основных, но раздельных моста, сложно понять. Но попробуем разобраться в особенностях российского политического мостостроительства.

Зачем три вспомогательных моста?

К 1 октября 2015 года осуществилась мечта бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева: строители завершили начатый им несколько лет назад проект – использовав насыпанную им дамбу, они соединили ее мостом с украинским островом Тузла.

Строительство дамбы в октябре 2003 года прекратила встреча бывшего президента Украины Леонида Кучмы с Владимиром Путиным. Неизвестно, на какие уступки России пошел тогда Кучма, но инцидент, представлявший собой спецоперацию не кого-нибудь, а именно Путина (сложно себе представить, чтобы Ткачев насыпал дамбу без его ведома и ежедневного доклада), из статуса пограничного конфликта не перерос в российско-украинскую войну, которая уже тогда гнездилась в голове российского агрессора. После события появился такой анекдот: Кучма написал книжку «Тузла – не Россия», а Путин ответил планом аннексии Крыма «А хотелось бы!» Вероятнее всего, уже тогда он был готов если не полностью, то в основных чертах. Теперь аннексия, как и российско-украинская война, уже реальность. И дамба Путина-Ткачева, как видим, пригодилась. Более того, теперь искусственный судоходный Керчь-Еникальский канал вдоль мелкого Керченского пролива Россия считает свой собственностью, и не выплачивает Украине 15 миллионов долларов за проводку судов, как было раньше.

Впрочем, истекшие 12 лет показали, что дамбу насыпали во вред себе. Коса в этом месте была перерыта в 1925 году таманскими рыбаками специально, чтобы уменьшить подтопление берега. Морю это понравилось, и оно вместо искусственного канала создало широкую промоину, оставив от Тузлы только 6 километров суши. Теперь же воды пролива, вновь наткнувшись на дамбу, стали задерживаться у берега Тамани, уровень воды повысился, и она стала снова подтоплять Таманский берег. Поэтому теперь мостостроителям от первоначального плана досыпать, укрепить и расширить дамбу до самой Тузлы, и по ней проложить автомобильную и железную дороги, а сам Керченский мост строить уже с Тузлы до Керченского берега, пришлось отказаться. Иначе, перекрыв течение, дамба повернула бы почти половину воды пролива вглубь Тамани и «утопила» бы ее еще больше. Это также значительно усилило бы течение по самому проливу, поскольку он стал бы практически вдвое уже, а это, во-первых, усложнило бы строительство моста, во-вторых, потом усилило бы давление воды и льдов на мост.

Российские строители поясняют, что после запуска вспомогательного моста они получают возможность круглосуточно в одном и другом направлении перевозить материалы, металлоконструкции для последующих этапов строительства транспортного перехода, и рабочих. В конструкции первого временного моста было установлено 58 опор, они погружены на глубину до 56 метров. Общий вес его металлоконструкций превышает 3,5 тысячи тонн. Перед пуском строительной техники на временный мост строители провели испытания – для этого по мосту в обе стороны прогоняли грузовики массой по 45 тонн.

Мостостроители сейчас начнут возводить еще два временных моста – один от острова Тузла до судоходного канала и второй – от канала до керченского берега. Планируется, что эти еще два сооружения будут готовы к лету 2016 года. Сооружения обеспечат доставку работников, грузов и техники, включая тяжелые краны грузоподъемностью до 250 тонн, к месту работ по всему фронту строительства вне зависимости от погодных условий.

Почему россияне решили строить основные мосты не таким же способом как вспомогательные, начиная от берега, а сооружают временные мосты, а уже с их помощью будут возводить основные? Причиной этой, казалось бы, технической хитрости, является неуверенность строителей в возможности построить основной мост.

Во-первых, конечно, строить более массивные основные мосты с помощью дополнительных, доставляя к месту монтажа по ним, а не по воде, грузы, технику и рабочих, гораздо удобнее. Но дело не только в этом. Во-вторых, как оказалось, у России еще не готов ни окончательный проект основных мостов, нет ни его стоимости, ни его технико-экономического обоснования, кроме основных параметров. Как рассказал во время открытия первого вспомогательного моста вице-премьер Дмитрий Козак, окончательная цена строительства Керченского моста будет определена по результатам технического и ценового аудита, а также по результатам экспертиз проектной документации. Он отметил, что сейчас это все пока подготовительный этап. В России для всех линейных объектов, которые должны строиться в едином коридоре, приняли специальный закон, специальный регулятор, который позволяет производить подготовительный этап до утверждения проектной документации. Как только экспертиза будет закончена, начнутся основные работы. Дмитрий Козак подчеркнул, что в таком порядке будут строиться и энергомост в Крым, и газопровод, и сам Керченский транспортный переход.

Почему? Россияне, как видно, возводят временные мосты, которые будут как бы макетом основных, и хотят посмотреть, как они будут вести себя в реальных сложных погодных условиях, а потом уже, в зависимости от результатов, в ходе экспертизы и аудита уточнить основной проект, его ТЭО и его стоимость. Если временный мост Кубань – Тузла успешно переживет осенние шторма, зиму и весну 2015-2016 годов, если на его месте не возникнет разломов или грязевых вулканов, если он не прогнется, не скрутиться, не деформируется обледенением, то тогда можно начинать строить основной на этом участке. В следующем году будут возведены еще два вспомогательных моста уже в самом проливе и испытательным сроком для них будет зима 2016-2017 годов, которая покажет, какие коррективы нужны для мостов в этом месте.

Зачем три основных моста?

Россияне, наученные горьким опытом с провалом прежних проектов Керченского моста, решили кардинально изменить проект. При этом, в нем появились как положительные, так и отрицательные нюансы. Главное, что вместо как бы уже общепринятого Северного варианта моста на месте нынешней переправы, где наиболее сложные грунты, был выбран вариант Тузлинский. Однако, специалисты опасаются, что и этот решительный шаг не спасение. На траверзе острова Чушка, уверяют гидрогелоги, также находятся несколько грязевых вулканов, которые могут ожить в любой момент.

Во-вторых, по данным гидрогеологов, поскольку Керченский пролив является фактически местом тектонического разлома, и Керченский и Таманский берега относятся к разным тектоническим плитам, если бы мост был построен как единая конструкция, при движении плит он бы подвергался непредсказуемым деформациям. Его могло бы либо сжимать, либо растягивать, либо скручивать. Поэтому разделение основного моста на три совершенно разных и раздельных конструкции оправдано стремлением избежать именно этих деформаций.

Тем менее, если разлом проходит в зоне фарватера, то есть в наиболее глубокой части пролива, то под деформации попадает самая сложная, морская часть моста, состоящая из двух мостов и судоходной арки между ними, и эта конструкция в любом случае не позволяет избежать деформации в случае возможного движения тектонических плит.

Видимо, поэтому в этом месте конструкторы хотят применить иную хитрость – разделяют автомобильный и железнодорожный мост на разные платформы, надеясь на то, что деформациям будет подвергнут один из них, но все движение не будет прервано.

В свою очередь малая высота судоходной арки над водой – всего 35 метров – не обеспечивает проход нефтедобывающих платформ, высота которых составляет 68 метров, таким образом, добыча нефти и газа в Азовском море поставлена под угрозу.

Скорее всего, еще не проработаны и способы защиты моста от обледенения, типичного явления природы в Таманско-Керченском регионе. Даже тонкая корка льда на мосту сделает невозможным движение по нему как автомобилей, так и поездов. Проектировщики, видимо, хотят посмотреть, как будут покрываться льдом вспомогательные мосты, чтобы понять характер этого явления. Удастся ли разработать способы защиты от него – пока неизвестно. Потому и не известна стоимость моста, что строители еще не знают, с какими сложностями они столкнутся и удастся ли их преодолеть вообще.

Поводов для оптимизма нет

Как видим, громкая и разрекламированная сдача в эксплуатацию первого вспомогательного моста Кубань-Тузла практически ничего еще не прояснила. Она не сняла ни технических, ни технологических вопросов, ни, тем более, политических и экономических. Например, если глубина ила в морской части пролива, где будут возводиться два основных моста с судоходной аркой посредине, окажется больше, чем позволят технологии укрепления свай, что делать дальше? Если там окажутся грязевые вулканы, о которых предупреждали гидрогеологи, что делать в таком случае?

С другой стороны, совершенно не ясно, какие еще технические задачи поставит практика испытания технологических мостов. И может вполне оказаться, что решить их Россия не сможет, поскольку у нее не будет нужных технологий и машин.

Как утверждают эксперты, их расчеты показывают, что даже полной пропускной способности моста – ожидается, что к 2019 году интенсивность автомобильного движения составит 12 800 автомобилей, к 2025 году — 21 тысяча, к 2040 году – 40 тысяч автомобилей, а интенсивность железнодорожного движения составит 47 пар поездов в сутки в 2019 году и увеличится с 50 до 65 пар с 2025 по 2040 год соответственно – все равно не хватит, чтобы полноценно снабжать Крым продовольствием, строительными материалами, всем необходимым оборудованием, особенно если учитывать военные потребности России, обеспечить перевозки курортников и других пассажиров. И это понятно. Проходимость моста не может быть больше, чем проходимость трех автотрасс и нескольких железных дорог в Крым с материковой Украины.

Не преодолены и политические проблемы строительства. Насколько известно, проект моста не согласован с Украиной, которой он фактически перекрывает выход из Азовского моря. Сейчас украинское правительство еще молчит, но придет время, и оно может поставить в международном суде вопрос о незаконности такого строительства.

«У меня есть большие сомнения, что они смогут технологически довести этот проект до конца», – утверждает украинский экспертТарас Березовец. По его мнению, у России нет технологий для строительства таких объектов, а из-за санкций никакие западные строительные компании не захотят инвестировать в проект. Даже китайцы, которым россияне предлагали поучаствовать в строительстве, отказались инвестировать в мост.

Другой эксперт Сергей Вовк считает, что проект может на долгие годы заморозится: «Порядка 8 млрд долларов – даже для российского бюджета сумма ощутимая, учитывая то, что сейчас Россию ждут большие расходы по подготовке к Чемпионату мира по футболу. К тому же, под давлением европейских санкций, цен на нефть и газ экономике страны лучше не становится».

Последний вопрос – военная и террористическая уязвимость проекта. Он обсуждается с 90-х годов прошлого века. Тогда, однако, учитывались и нестабильность Кавказа, и возможность других осложнений, но была надежда на установление мира и спокойствия в регионе. Тогда никто даже предвидеть не мог, что в 2014 году весь Черноморско-Средиземноморский регион, особенно сейчас, при эскалации войны в Сирии, станет регионом высочайшей военной и политической напряженности. Естественно, при потребности, одной ракеты, одного авиационного удара, одной атаки с танка или корабля, да даже и одного хорошо продуманного террористического акта на мосту достаточно для того, чтобы надолго вообще прервать сообщение России с Крымом. Так что мост, даже если допустить, что он будет построен, не представляет собой надежного решения проблемы. С момента оккупации и аннексии, с момента блокады на севере, Крым неотвратимо превращается в оторванный от материка остров.

Артур Воронин, экономический обозреватель
http://ru.krymr.com/content/article/27288262.html
 

pinr

Старший хранитель
Керченский переход: технический мост на Тузлу не решает проблемы
Краснодарский край – Россия усиленно делает вид, что полным ходом строит транспортный переход в Крым. Так, на днях вице-премьер правительства России Дмитрий Козак открыл движение транспорта по первому из трех вспомогательных мостов между Таманью и украинским островом Тузла, проверил ход строительства перехода на Кубани и доложил Дмитрию Медведеву, приехавшему в Сочи на инвестиционный форум, что работы ведутся по плану. Почему вместо одного запланированного и уже много раз спроектированного сдвоенного автомобильно-железнодорожного моста Россия намерена построить целых три вспомогательных, и три основных, но раздельных моста, сложно понять. Но попробуем разобраться в особенностях российского политического мостостроительства.

Зачем три вспомогательных моста?

К 1 октября 2015 года осуществилась мечта бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева: строители завершили начатый им несколько лет назад проект – использовав насыпанную им дамбу, они соединили ее мостом с украинским островом Тузла.

Строительство дамбы в октябре 2003 года прекратила встреча бывшего президента Украины Леонида Кучмы с Владимиром Путиным. Неизвестно, на какие уступки России пошел тогда Кучма, но инцидент, представлявший собой спецоперацию не кого-нибудь, а именно Путина (сложно себе представить, чтобы Ткачев насыпал дамбу без его ведома и ежедневного доклада), из статуса пограничного конфликта не перерос в российско-украинскую войну, которая уже тогда гнездилась в голове российского агрессора. После события появился такой анекдот: Кучма написал книжку «Тузла – не Россия», а Путин ответил планом аннексии Крыма «А хотелось бы!» Вероятнее всего, уже тогда он был готов если не полностью, то в основных чертах. Теперь аннексия, как и российско-украинская война, уже реальность. И дамба Путина-Ткачева, как видим, пригодилась. Более того, теперь искусственный судоходный Керчь-Еникальский канал вдоль мелкого Керченского пролива Россия считает свой собственностью, и не выплачивает Украине 15 миллионов долларов за проводку судов, как было раньше.

Впрочем, истекшие 12 лет показали, что дамбу насыпали во вред себе. Коса в этом месте была перерыта в 1925 году таманскими рыбаками специально, чтобы уменьшить подтопление берега. Морю это понравилось, и оно вместо искусственного канала создало широкую промоину, оставив от Тузлы только 6 километров суши. Теперь же воды пролива, вновь наткнувшись на дамбу, стали задерживаться у берега Тамани, уровень воды повысился, и она стала снова подтоплять Таманский берег. Поэтому теперь мостостроителям от первоначального плана досыпать, укрепить и расширить дамбу до самой Тузлы, и по ней проложить автомобильную и железную дороги, а сам Керченский мост строить уже с Тузлы до Керченского берега, пришлось отказаться. Иначе, перекрыв течение, дамба повернула бы почти половину воды пролива вглубь Тамани и «утопила» бы ее еще больше. Это также значительно усилило бы течение по самому проливу, поскольку он стал бы практически вдвое уже, а это, во-первых, усложнило бы строительство моста, во-вторых, потом усилило бы давление воды и льдов на мост.

Российские строители поясняют, что после запуска вспомогательного моста они получают возможность круглосуточно в одном и другом направлении перевозить материалы, металлоконструкции для последующих этапов строительства транспортного перехода, и рабочих. В конструкции первого временного моста было установлено 58 опор, они погружены на глубину до 56 метров. Общий вес его металлоконструкций превышает 3,5 тысячи тонн. Перед пуском строительной техники на временный мост строители провели испытания – для этого по мосту в обе стороны прогоняли грузовики массой по 45 тонн.

Мостостроители сейчас начнут возводить еще два временных моста – один от острова Тузла до судоходного канала и второй – от канала до керченского берега. Планируется, что эти еще два сооружения будут готовы к лету 2016 года. Сооружения обеспечат доставку работников, грузов и техники, включая тяжелые краны грузоподъемностью до 250 тонн, к месту работ по всему фронту строительства вне зависимости от погодных условий.

Почему россияне решили строить основные мосты не таким же способом как вспомогательные, начиная от берега, а сооружают временные мосты, а уже с их помощью будут возводить основные? Причиной этой, казалось бы, технической хитрости, является неуверенность строителей в возможности построить основной мост.

Во-первых, конечно, строить более массивные основные мосты с помощью дополнительных, доставляя к месту монтажа по ним, а не по воде, грузы, технику и рабочих, гораздо удобнее. Но дело не только в этом. Во-вторых, как оказалось, у России еще не готов ни окончательный проект основных мостов, нет ни его стоимости, ни его технико-экономического обоснования, кроме основных параметров. Как рассказал во время открытия первого вспомогательного моста вице-премьер Дмитрий Козак, окончательная цена строительства Керченского моста будет определена по результатам технического и ценового аудита, а также по результатам экспертиз проектной документации. Он отметил, что сейчас это все пока подготовительный этап. В России для всех линейных объектов, которые должны строиться в едином коридоре, приняли специальный закон, специальный регулятор, который позволяет производить подготовительный этап до утверждения проектной документации. Как только экспертиза будет закончена, начнутся основные работы. Дмитрий Козак подчеркнул, что в таком порядке будут строиться и энергомост в Крым, и газопровод, и сам Керченский транспортный переход.

Почему? Россияне, как видно, возводят временные мосты, которые будут как бы макетом основных, и хотят посмотреть, как они будут вести себя в реальных сложных погодных условиях, а потом уже, в зависимости от результатов, в ходе экспертизы и аудита уточнить основной проект, его ТЭО и его стоимость. Если временный мост Кубань – Тузла успешно переживет осенние шторма, зиму и весну 2015-2016 годов, если на его месте не возникнет разломов или грязевых вулканов, если он не прогнется, не скрутиться, не деформируется обледенением, то тогда можно начинать строить основной на этом участке. В следующем году будут возведены еще два вспомогательных моста уже в самом проливе и испытательным сроком для них будет зима 2016-2017 годов, которая покажет, какие коррективы нужны для мостов в этом месте.

Зачем три основных моста?

Россияне, наученные горьким опытом с провалом прежних проектов Керченского моста, решили кардинально изменить проект. При этом, в нем появились как положительные, так и отрицательные нюансы. Главное, что вместо как бы уже общепринятого Северного варианта моста на месте нынешней переправы, где наиболее сложные грунты, был выбран вариант Тузлинский. Однако, специалисты опасаются, что и этот решительный шаг не спасение. На траверзе острова Чушка, уверяют гидрогелоги, также находятся несколько грязевых вулканов, которые могут ожить в любой момент.

Во-вторых, по данным гидрогеологов, поскольку Керченский пролив является фактически местом тектонического разлома, и Керченский и Таманский берега относятся к разным тектоническим плитам, если бы мост был построен как единая конструкция, при движении плит он бы подвергался непредсказуемым деформациям. Его могло бы либо сжимать, либо растягивать, либо скручивать. Поэтому разделение основного моста на три совершенно разных и раздельных конструкции оправдано стремлением избежать именно этих деформаций.

Тем менее, если разлом проходит в зоне фарватера, то есть в наиболее глубокой части пролива, то под деформации попадает самая сложная, морская часть моста, состоящая из двух мостов и судоходной арки между ними, и эта конструкция в любом случае не позволяет избежать деформации в случае возможного движения тектонических плит.

Видимо, поэтому в этом месте конструкторы хотят применить иную хитрость – разделяют автомобильный и железнодорожный мост на разные платформы, надеясь на то, что деформациям будет подвергнут один из них, но все движение не будет прервано.

В свою очередь малая высота судоходной арки над водой – всего 35 метров – не обеспечивает проход нефтедобывающих платформ, высота которых составляет 68 метров, таким образом, добыча нефти и газа в Азовском море поставлена под угрозу.

Скорее всего, еще не проработаны и способы защиты моста от обледенения, типичного явления природы в Таманско-Керченском регионе. Даже тонкая корка льда на мосту сделает невозможным движение по нему как автомобилей, так и поездов. Проектировщики, видимо, хотят посмотреть, как будут покрываться льдом вспомогательные мосты, чтобы понять характер этого явления. Удастся ли разработать способы защиты от него – пока неизвестно. Потому и не известна стоимость моста, что строители еще не знают, с какими сложностями они столкнутся и удастся ли их преодолеть вообще.

Поводов для оптимизма нет

Как видим, громкая и разрекламированная сдача в эксплуатацию первого вспомогательного моста Кубань-Тузла практически ничего еще не прояснила. Она не сняла ни технических, ни технологических вопросов, ни, тем более, политических и экономических. Например, если глубина ила в морской части пролива, где будут возводиться два основных моста с судоходной аркой посредине, окажется больше, чем позволят технологии укрепления свай, что делать дальше? Если там окажутся грязевые вулканы, о которых предупреждали гидрогеологи, что делать в таком случае?

С другой стороны, совершенно не ясно, какие еще технические задачи поставит практика испытания технологических мостов. И может вполне оказаться, что решить их Россия не сможет, поскольку у нее не будет нужных технологий и машин.

Как утверждают эксперты, их расчеты показывают, что даже полной пропускной способности моста – ожидается, что к 2019 году интенсивность автомобильного движения составит 12 800 автомобилей, к 2025 году — 21 тысяча, к 2040 году – 40 тысяч автомобилей, а интенсивность железнодорожного движения составит 47 пар поездов в сутки в 2019 году и увеличится с 50 до 65 пар с 2025 по 2040 год соответственно – все равно не хватит, чтобы полноценно снабжать Крым продовольствием, строительными материалами, всем необходимым оборудованием, особенно если учитывать военные потребности России, обеспечить перевозки курортников и других пассажиров. И это понятно. Проходимость моста не может быть больше, чем проходимость трех автотрасс и нескольких железных дорог в Крым с материковой Украины.

Не преодолены и политические проблемы строительства. Насколько известно, проект моста не согласован с Украиной, которой он фактически перекрывает выход из Азовского моря. Сейчас украинское правительство еще молчит, но придет время, и оно может поставить в международном суде вопрос о незаконности такого строительства.

«У меня есть большие сомнения, что они смогут технологически довести этот проект до конца», – утверждает украинский экспертТарас Березовец. По его мнению, у России нет технологий для строительства таких объектов, а из-за санкций никакие западные строительные компании не захотят инвестировать в проект. Даже китайцы, которым россияне предлагали поучаствовать в строительстве, отказались инвестировать в мост.

Другой эксперт Сергей Вовк считает, что проект может на долгие годы заморозится: «Порядка 8 млрд долларов – даже для российского бюджета сумма ощутимая, учитывая то, что сейчас Россию ждут большие расходы по подготовке к Чемпионату мира по футболу. К тому же, под давлением европейских санкций, цен на нефть и газ экономике страны лучше не становится».

Последний вопрос – военная и террористическая уязвимость проекта. Он обсуждается с 90-х годов прошлого века. Тогда, однако, учитывались и нестабильность Кавказа, и возможность других осложнений, но была надежда на установление мира и спокойствия в регионе. Тогда никто даже предвидеть не мог, что в 2014 году весь Черноморско-Средиземноморский регион, особенно сейчас, при эскалации войны в Сирии, станет регионом высочайшей военной и политической напряженности. Естественно, при потребности, одной ракеты, одного авиационного удара, одной атаки с танка или корабля, да даже и одного хорошо продуманного террористического акта на мосту достаточно для того, чтобы надолго вообще прервать сообщение России с Крымом. Так что мост, даже если допустить, что он будет построен, не представляет собой надежного решения проблемы. С момента оккупации и аннексии, с момента блокады на севере, Крым неотвратимо превращается в оторванный от материка остров.

Артур Воронин, экономический обозреватель
http://ru.krymr.com/content/article/27288262.html
Гы-гы, Приднестровью ещё повезло, на Днестре мосты уже были построены)))
 

pinr

Старший хранитель
Керченский переход: технический мост на Тузлу не решает проблемы
Краснодарский край – Россия усиленно делает вид, что полным ходом строит транспортный переход в Крым. Так, на днях вице-премьер правительства России Дмитрий Козак открыл движение транспорта по первому из трех вспомогательных мостов между Таманью и украинским островом Тузла, проверил ход строительства перехода на Кубани и доложил Дмитрию Медведеву, приехавшему в Сочи на инвестиционный форум, что работы ведутся по плану. Почему вместо одного запланированного и уже много раз спроектированного сдвоенного автомобильно-железнодорожного моста Россия намерена построить целых три вспомогательных, и три основных, но раздельных моста, сложно понять. Но попробуем разобраться в особенностях российского политического мостостроительства.

Зачем три вспомогательных моста?
К 1 октября 2015 года осуществилась мечта бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева: строители завершили начатый им несколько лет назад проект – использовав насыпанную им дамбу, они соединили ее мостом с украинским островом Тузла.

Строительство дамбы в октябре 2003 года прекратила встреча бывшего президента Украины Леонида Кучмы с Владимиром Путиным. Неизвестно, на какие уступки России пошел тогда Кучма, но инцидент, представлявший собой спецоперацию не кого-нибудь, а именно Путина (сложно себе представить, чтобы Ткачев насыпал дамбу без его ведома и ежедневного доклада), из статуса пограничного конфликта не перерос в российско-украинскую войну, которая уже тогда гнездилась в голове российского агрессора. После события появился такой анекдот: Кучма написал книжку «Тузла – не Россия», а Путин ответил планом аннексии Крыма «А хотелось бы!» Вероятнее всего, уже тогда он был готов если не полностью, то в основных чертах. Теперь аннексия, как и российско-украинская война, уже реальность. И дамба Путина-Ткачева, как видим, пригодилась. Более того, теперь искусственный судоходный Керчь-Еникальский канал вдоль мелкого Керченского пролива Россия считает свой собственностью, и не выплачивает Украине 15 миллионов долларов за проводку судов, как было раньше.

Впрочем, истекшие 12 лет показали, что дамбу насыпали во вред себе. Коса в этом месте была перерыта в 1925 году таманскими рыбаками специально, чтобы уменьшить подтопление берега. Морю это понравилось, и оно вместо искусственного канала создало широкую промоину, оставив от Тузлы только 6 километров суши. Теперь же воды пролива, вновь наткнувшись на дамбу, стали задерживаться у берега Тамани, уровень воды повысился, и она стала снова подтоплять Таманский берег. Поэтому теперь мостостроителям от первоначального плана досыпать, укрепить и расширить дамбу до самой Тузлы, и по ней проложить автомобильную и железную дороги, а сам Керченский мост строить уже с Тузлы до Керченского берега, пришлось отказаться. Иначе, перекрыв течение, дамба повернула бы почти половину воды пролива вглубь Тамани и «утопила» бы ее еще больше. Это также значительно усилило бы течение по самому проливу, поскольку он стал бы практически вдвое уже, а это, во-первых, усложнило бы строительство моста, во-вторых, потом усилило бы давление воды и льдов на мост.

Российские строители поясняют, что после запуска вспомогательного моста они получают возможность круглосуточно в одном и другом направлении перевозить материалы, металлоконструкции для последующих этапов строительства транспортного перехода, и рабочих. В конструкции первого временного моста было установлено 58 опор, они погружены на глубину до 56 метров. Общий вес его металлоконструкций превышает 3,5 тысячи тонн. Перед пуском строительной техники на временный мост строители провели испытания – для этого по мосту в обе стороны прогоняли грузовики массой по 45 тонн.

Мостостроители сейчас начнут возводить еще два временных моста – один от острова Тузла до судоходного канала и второй – от канала до керченского берега. Планируется, что эти еще два сооружения будут готовы к лету 2016 года. Сооружения обеспечат доставку работников, грузов и техники, включая тяжелые краны грузоподъемностью до 250 тонн, к месту работ по всему фронту строительства вне зависимости от погодных условий.

Почему россияне решили строить основные мосты не таким же способом как вспомогательные, начиная от берега, а сооружают временные мосты, а уже с их помощью будут возводить основные? Причиной этой, казалось бы, технической хитрости, является неуверенность строителей в возможности построить основной мост.

Во-первых, конечно, строить более массивные основные мосты с помощью дополнительных, доставляя к месту монтажа по ним, а не по воде, грузы, технику и рабочих, гораздо удобнее. Но дело не только в этом. Во-вторых, как оказалось, у России еще не готов ни окончательный проект основных мостов, нет ни его стоимости, ни его технико-экономического обоснования, кроме основных параметров. Как рассказал во время открытия первого вспомогательного моста вице-премьер Дмитрий Козак, окончательная цена строительства Керченского моста будет определена по результатам технического и ценового аудита, а также по результатам экспертиз проектной документации. Он отметил, что сейчас это все пока подготовительный этап. В России для всех линейных объектов, которые должны строиться в едином коридоре, приняли специальный закон, специальный регулятор, который позволяет производить подготовительный этап до утверждения проектной документации. Как только экспертиза будет закончена, начнутся основные работы. Дмитрий Козак подчеркнул, что в таком порядке будут строиться и энергомост в Крым, и газопровод, и сам Керченский транспортный переход.

Почему? Россияне, как видно, возводят временные мосты, которые будут как бы макетом основных, и хотят посмотреть, как они будут вести себя в реальных сложных погодных условиях, а потом уже, в зависимости от результатов, в ходе экспертизы и аудита уточнить основной проект, его ТЭО и его стоимость. Если временный мост Кубань – Тузла успешно переживет осенние шторма, зиму и весну 2015-2016 годов, если на его месте не возникнет разломов или грязевых вулканов, если он не прогнется, не скрутиться, не деформируется обледенением, то тогда можно начинать строить основной на этом участке. В следующем году будут возведены еще два вспомогательных моста уже в самом проливе и испытательным сроком для них будет зима 2016-2017 годов, которая покажет, какие коррективы нужны для мостов в этом месте.

Зачем три основных моста?

Россияне, наученные горьким опытом с провалом прежних проектов Керченского моста, решили кардинально изменить проект. При этом, в нем появились как положительные, так и отрицательные нюансы. Главное, что вместо как бы уже общепринятого Северного варианта моста на месте нынешней переправы, где наиболее сложные грунты, был выбран вариант Тузлинский. Однако, специалисты опасаются, что и этот решительный шаг не спасение. На траверзе острова Чушка, уверяют гидрогелоги, также находятся несколько грязевых вулканов, которые могут ожить в любой момент.

Во-вторых, по данным гидрогеологов, поскольку Керченский пролив является фактически местом тектонического разлома, и Керченский и Таманский берега относятся к разным тектоническим плитам, если бы мост был построен как единая конструкция, при движении плит он бы подвергался непредсказуемым деформациям. Его могло бы либо сжимать, либо растягивать, либо скручивать. Поэтому разделение основного моста на три совершенно разных и раздельных конструкции оправдано стремлением избежать именно этих деформаций.

Тем менее, если разлом проходит в зоне фарватера, то есть в наиболее глубокой части пролива, то под деформации попадает самая сложная, морская часть моста, состоящая из двух мостов и судоходной арки между ними, и эта конструкция в любом случае не позволяет избежать деформации в случае возможного движения тектонических плит.

Видимо, поэтому в этом месте конструкторы хотят применить иную хитрость – разделяют автомобильный и железнодорожный мост на разные платформы, надеясь на то, что деформациям будет подвергнут один из них, но все движение не будет прервано.

В свою очередь малая высота судоходной арки над водой – всего 35 метров – не обеспечивает проход нефтедобывающих платформ, высота которых составляет 68 метров, таким образом, добыча нефти и газа в Азовском море поставлена под угрозу.

Скорее всего, еще не проработаны и способы защиты моста от обледенения, типичного явления природы в Таманско-Керченском регионе. Даже тонкая корка льда на мосту сделает невозможным движение по нему как автомобилей, так и поездов. Проектировщики, видимо, хотят посмотреть, как будут покрываться льдом вспомогательные мосты, чтобы понять характер этого явления. Удастся ли разработать способы защиты от него – пока неизвестно. Потому и не известна стоимость моста, что строители еще не знают, с какими сложностями они столкнутся и удастся ли их преодолеть вообще.

Поводов для оптимизма нет

Как видим, громкая и разрекламированная сдача в эксплуатацию первого вспомогательного моста Кубань-Тузла практически ничего еще не прояснила. Она не сняла ни технических, ни технологических вопросов, ни, тем более, политических и экономических. Например, если глубина ила в морской части пролива, где будут возводиться два основных моста с судоходной аркой посредине, окажется больше, чем позволят технологии укрепления свай, что делать дальше? Если там окажутся грязевые вулканы, о которых предупреждали гидрогеологи, что делать в таком случае?

С другой стороны, совершенно не ясно, какие еще технические задачи поставит практика испытания технологических мостов. И может вполне оказаться, что решить их Россия не сможет, поскольку у нее не будет нужных технологий и машин.

Как утверждают эксперты, их расчеты показывают, что даже полной пропускной способности моста – ожидается, что к 2019 году интенсивность автомобильного движения составит 12 800 автомобилей, к 2025 году — 21 тысяча, к 2040 году – 40 тысяч автомобилей, а интенсивность железнодорожного движения составит 47 пар поездов в сутки в 2019 году и увеличится с 50 до 65 пар с 2025 по 2040 год соответственно – все равно не хватит, чтобы полноценно снабжать Крым продовольствием, строительными материалами, всем необходимым оборудованием, особенно если учитывать военные потребности России, обеспечить перевозки курортников и других пассажиров. И это понятно. Проходимость моста не может быть больше, чем проходимость трех автотрасс и нескольких железных дорог в Крым с материковой Украины.

Не преодолены и политические проблемы строительства. Насколько известно, проект моста не согласован с Украиной, которой он фактически перекрывает выход из Азовского моря. Сейчас украинское правительство еще молчит, но придет время, и оно может поставить в международном суде вопрос о незаконности такого строительства.

«У меня есть большие сомнения, что они смогут технологически довести этот проект до конца», – утверждает украинский экспертТарас Березовец. По его мнению, у России нет технологий для строительства таких объектов, а из-за санкций никакие западные строительные компании не захотят инвестировать в проект. Даже китайцы, которым россияне предлагали поучаствовать в строительстве, отказались инвестировать в мост.

Другой эксперт Сергей Вовк считает, что проект может на долгие годы заморозится: «Порядка 8 млрд долларов – даже для российского бюджета сумма ощутимая, учитывая то, что сейчас Россию ждут большие расходы по подготовке к Чемпионату мира по футболу. К тому же, под давлением европейских санкций, цен на нефть и газ экономике страны лучше не становится».

Последний вопрос – военная и террористическая уязвимость проекта. Он обсуждается с 90-х годов прошлого века. Тогда, однако, учитывались и нестабильность Кавказа, и возможность других осложнений, но была надежда на установление мира и спокойствия в регионе. Тогда никто даже предвидеть не мог, что в 2014 году весь Черноморско-Средиземноморский регион, особенно сейчас, при эскалации войны в Сирии, станет регионом высочайшей военной и политической напряженности. Естественно, при потребности, одной ракеты, одного авиационного удара, одной атаки с танка или корабля, да даже и одного хорошо продуманного террористического акта на мосту достаточно для того, чтобы надолго вообще прервать сообщение России с Крымом. Так что мост, даже если допустить, что он будет построен, не представляет собой надежного решения проблемы. С момента оккупации и аннексии, с момента блокады на севере, Крым неотвратимо превращается в оторванный от материка остров.

Артур Воронин, экономический обозреватель
http://ru.krymr.com/content/article/27288262.html
 

pinr

Старший хранитель
Инфа для мозгов:
Мост в г. Мурманске через залив строился 12 (двенадцать) лет. Его протяжённость всего 2500 метров.
vini:
 

VIGO

Хранитель времени
Энергозрада 10.12.2015

О ситуации с электричеством в Крыму.

1. Свет у нас на районе уже 3-й день не отключают, хотя по городу периодически еще пропадает свет, но больше по причинам аварий, нежели потому, что лимита не хватает. График отключения конечно не выполняется, но это тот случай, когда это хорошо, ибо график закладывался на более сложный сценарий с лимитами в районе 120-140 мегаватт. В целом, если есть необходимость отключать на пару-тройку часов в день, то лучше бы это как-то было распределенно, чтобы не получалось, что у одних свет всегда есть, а кого-то отключают. Трудности так сказать должны быть распределенными.
2. Вчера после аварии часть Крыма осталась без света http://www.c-inform.info/news/id/32917, но аварию достаточно оперативно устранили и свет снова подали http://www.c-inform.info/news/id/32920. Основная нехватка по электроэнергии сейчас сохраняется http://sevastopol.su/news.php?id=82579 по предприятиям - от 30 до 50 мегаватт. В городе ждут подарок http://sevastopol.su/news.php?id=82573 с Дальнего Востока в виде мобильной газотурбинной станции.
3. Аксенова в Москве услышали заявили http://lenta.ru/news/2015/12/09/over/, что с Украиной надо разорвать все контракты на поставку электроэнергии после запуска энергомоста на полную мощность. С учетом заявлений на тему того, что полностью Крым будет обеспечен электроэнергией из России через 1,5 года, надо понимать, что планируется полностью отказаться от поставок с Украины с 2017 года (ориентировочно летом 2017 года, когда будет построена первая из запланированных ТЭС)
По заявлениям властей на текущий момент поставки с Украины позволяет не отключать свет по ночам http://www.segodnya.ua/regions/krym...rainskoy-elektroenergii-po-nocham-674394.html Ну мое мнение по этому поводу вы знаете.
4. Вторая ветка энергомоста на данный момент находится в тестовом режиме http://sevastopol.su/news.php?id=82609, ориентировочно в начале следующей недели должен состояться запуск (оптимисты говорят, что может и раньше дадут). Данная ветка позволит окончательно закрыть вопрос с обеспечением населения и соц.объектов, а так же запустить часть предприятий.
5. После того, как хунта подала 183 мегаватт на северный Крым http://rian.com.ua/economy/20151209/1001761699.html возобновилась отгрузка антрацита из РФ http://www.pravda.ru/news/districts/10-12-2015/1285494-charcoal-0/ и ЛДНР на Украину. Утром свет, вечером уголь. Как-то так и предполагалось.
6. В ДНР отгрузками занимается ДТЭК Ахметова http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2513950, чтобы лучше было понятна его роль в ДНР несмотря на все уверения из Донецка ,что Ахметов никакой роли на Донбассе не играет. На деле, Ахметов служит прокладкой в "серых" схемах торговли углем между хунтой и народными республиками и с учетом причастности к самому прибыльному бизнесу в ДНР и ЛНР имеет соответствующее влияние на местный гос.аппарат.

В целом, энергозрада развивается в рабочем порядке. Татары и правосеки практически пропали с новостных лент (не иначе делят бабло полученное от Фирташа). Затея с блокадой провалилась, остается молча обтекать. Про морскую блокаду тоже не слыхать. Даже как-то не интересно.

http://colonelcassad.livejournal.com/2516399.html#cutid1
 

VIGO

Хранитель времени
Третья блокада Севастополя снята. Свет наш!
11.12.2015 09:33

У нас в Севастополе, уже неделю #СветНаш, ситуация сразу стабилизировалась. На данный момент, свет есть уже почти полные сутки, уже работают троллейбусы, все магазины и ТЦ...



Шел ..надцатый день энергоблокады.

Свидомые патриоты на границе с Крымом тешили себя влажными фантазиями, про двух ватных рабов каждому «херою», любовались взорванными линиями ЛЭП, когда то подававшими электричество в Крым, и ждали когда замерзшие, изголодавшие и одичавшие в кромешной мгле крымчане приползут к ним на колени, просить пощади, и умолять вернуть Крым в состав Руины…
Даже не знаю, настолько вроде по-идиотски это звучит, как из дешевого фэнтезийно-апокалиптического бульварного романа, но самое смешное, что это реальность.




Точнее в такой реальности живут люди, по ту сторону границы, и становится страшно при мысли, что мы, когда то были частью этой страны. Впрочем, они сами порвали все нити, которые нас прежде связывали, остались лишь родственные и дружественные связи с той стороной, и все…

А дальше каждый выбирает свою дорогу.

Поэтому для контраста, опишу ситуацию по иную сторону границы.

У нас в Севастополе, уже неделю #СветНаш, ситуация сразу стабилизировалась. Сразу после включения энергомоста, отключали свет по 3 часа, в зависимости от района по скользящему графику (за весь город не скажу, но у половины города точно).

На данный момент, свет есть уже почти полные сутки, уже работают троллейбусы, все магазины и ТЦ. Правда в магазинах и ТЦ ощущается режим энергосбережения, часть холодильников не работает, лампы освещения работают через одну, яркая реклама отключена полностью.

В жилом секторе было пару дней, когда полностью все время был свет, но последние два дня отключают его на час, один раз, или пару раз в день. Из того, что жутко неудобно, это отсутствие понятного графика и времени отключения, каждый раз по разному. Это конечно здорово выбивает из колеи.

Продолжают подключать многие дома к генераторам. Мегаватники генераторы располагаются в обычных 20ти футовых контейнерах, проводят кабель к ближайшей подстанции, и почти квартал запитывается по такой схеме. Раз в сутки отключают, чтоб его заправить, до получаса примерно, и потом все остальное время непрерывно работают.




Так же подобный генератор, только в полуприцепе, видел у лечебного комплекса, причем судя по надписям и символики полуприцепа, это как раз из сочинского энергорезерва, который подстраховывал проведение Олимпиады.

Новое слово, это уличные фонари автономного подключения от небольших генераторов. Выглядит как полупрозрачный столб примерно 3 метра высотой, который достаточно ярко светит, чтоб на улице с выключенным уличным освещением было нормально. Ставят их в первую очередь возле перекрестков, что очень облегчает дорожную обстановку, водителям нормально видно пешеходов. В остальном уличное освещение, наружная реклама отключены, для экономии электроэнергии.

Ситуация со связью почти полностью нормализовалась, прежних сбоев уже вообще нет. Возможно где то остались проблемные места, у меня и знакомых никаких проблем не возникает.
Настроения у людей позитивные, изменения к лучшему ощутили все. Недавно это дополнилось подарком от наших летчиков. В городе на выходных провели аэрошоу, показательные выступления пилотажной группы «Русские Витязи» на Су-27. Зрелище очень сильное, множество людей съехалось к бухте, чтоб полюбоваться красотой и грацией воздушных бойцов. К тому же, в отличии от подобных представлений в сезон, когда сложно найти удобное место для просмотра, в этот раз с этим проблем не было, многотонные махины проносились казалось на расстоянии вытянутой руки, и еще чуть чуть, и можно будет разглядеть лица пилотов…

Вот такие в итоге получаются разные пути у нас с теми, кто думал нас сломать, заморозить и уничтожить, чтоб мы после этого всем сердцем возлюбили бедную Украину. Хочется, конечно, чтоб эти люди стали нормальными, перестали быть зверями, но в общем итоге они просто… перестают вообще как то интересовать нас. У Крыма свой путь, со своими проблемами и сложностями, но мы его пройдем, понимая что ждет нас впереди. И у нас нет даже шуток на тему рабов из хохлов, фантазий о том, что мы их захватим, заставим быть правильными или еще что. Просто перестаем о них думать, как и наш президент, который даже не упомянул Украину в своей речи. Так что как только перестанет ощущаться последствия от их «салюта» на прощанье, можно было бы и вовсе забыть про эту несчастную территорию… Надеюсь только что простые люди в своей основе смогут сами навести у себя там порядок, и период новой Руины закончится. А те, кто его разожгли, получат по заслугам, и от людей и от природы.
 

pinr

Старший хранитель
Крым в режиме ЧС

FLB: Сергей Аксенов объявил режим военного времени в Крыму. Отключения электричества затронули в субботу более 250 тыс. крымчан, а в воскресенье встал вопрос о снабжении водой

"
1450026892_1.jpg


Веерные отключения электроэнергии в Крыму, по оперативным данным на субботу, коснулись более 250 тысяч жителей региона, где введен режим ЧС, сообщил заместитель начальника крымского управления МЧС Сергей Садаклиев. Об этом еще в субботу сообщил «Интерфакс».

"По состоянию на 18:00 12 декабря собственная генерация составляет 432 мегаватта, переток по энергомосту - 219, переток с Украины - 192. Проводится веерное подключение потребителей, отключены 12 632 дома, 253 621 человек", - сказал Садаклиев на заседании штаба по ликвидации ЧС на полуострове.

Население Крымского полуострова (с учетом Севастополя) составляет 2,3 млн человек.

Напомним, что Крымский полуостров был полностью обесточен в ночь на 22 ноября в результате подрыва опор двух действовавших на тот момент ЛЭП, идущих из Украины. В Крыму ввели режим ЧС, для экономии электроэнергии применяют веерные отключения.

Крым 2 декабря начал получать первую электроэнергию с территории России после запуска первой цепи энергомоста через Керченский пролив. Ожидается, что вторая цепь будет введена в эксплуатацию до 15 декабря.


А пока количество выделяемой электроэнергии городу Севастополь из-за пусконаладочных работ было ограничено. Об этом в субботу сообщил Игорь Васильев, начальник Управления обеспечения мероприятий гражданской защиты. Он сказал, что 12 декабря утром суммарная подача электроэнергии составляла 90 мВт, однако ближе к полудню стало известно об увеличении лимита до 150мВт и наращивании мощности.

«Таким образом, мы снова вернулись к графику три часа через три. Мы максимально будем его придерживаться. Режим ЧС снова о себе напомнил. Сегодня из-за недостатка электричества было принято решение о приостановке работы троллейбусов. Аварийно-диспетчерские бригады и службы города работают круглосуточно. Они готовы к устранению различных возможных неполадок», - сказал Васильев. Согласно его словам, к концу предстоящей недели ожидается прибытие из Ямало-Ненецкого округа двух единиц дизель-генераторов, мощность каждого из которых 100 кВт.

В воскресенье глава Крыма Сергей Аксенов на заседании штаба по ликвидации ЧС рассказал о режиме военного времени на полуострове и потребовал передать властям Судака скважины с водой, передает «Газета.ру» со ссылкой на FlashCrimea.

«В режиме ЧС (принимаем) протокольное решение, обязывающее передать скважины в целях обеспечения населения питьевой водой. В отношении тех, кто препятствует, по режиму военного времени возбуждаем уголовные дела по нанесению вреда Республике Крым, тут же вводить временную администрацию и скважины все равно передавать», — рассказал Аксенов.

Чиновник потребовал выставить охрану около скважин и проводить их принудительную передачу, если решение штаба не будет выполнено.

«Совесть надо, в конце концов, иметь! Судак сидит без воды, а у местных буржуев полное обеспечение. Так быть не должно!» — отметил Аксенов.

По словам Аксенова, предприниматели должны добровольно в ближайшие сроки начать закачку воды в государственные хранилища. В противном случае скважины будут насильно отобраны при поддержке военных и ОМОНа, которые не подпустят бизнесменов к буровым установкам «и на пушечный выстрел». Махинации с водоснабжением в условиях столь острой нехватки воды с целью личной наживы попросту недопустимы, отметил глава Крыма.

Как ранее сообщали в «Аргументах недели – Крым» режим ЧС в Крыму может затянуться на несколько месяцев.

В свою очередь Сергей Шахов добавил , что МЧС Крыма не намерено менять существующий график работы, пока режим ЧС в Крыму не будет снят.
"
http://flb.ru/info/60366.html
 

Dmxmd

*** *** ***
1. «Украинские спецслужбы развернули войну против крымских стариков» – фальшивые пазлы и кроссворды заставляют пожилых людей сильно переживать, что приводит к гипертоническим кризам и проблемам с сердцем. Этот бред в газете «Севастопольская правда» подкрепляется фотографией Путина в пазле (фото).

2. На улице москвич спросил, где у нас в Крыму отделения «Сбербанка России» или «Альфа Банка». Аххаха, друг, тут недалеко, в 2013 году.

3. Большая часть Евпатории сегодня оставалась без света из-за очередной аварии в энергосетях. Подобные аварии продолжаются по всему Крыму.

4. В Крым на Руслане прилетела еще одна нитка энергомоста. (В Крым привезли вторуюгазотурбинную электростанцию).

5. Когда вы выжимали отсюда Украину, я прятал слезы горя много дней! Недалек тот день, когда я не стану прятать слезы счастья!

6. Приличная часть «донецких» в Крыму не относятся с таким негативом к Украине. Хотя в Крыму «донецких» и «луганских» не очень любят.

7. Крым так и не стал Москвой за эти полтора года. Зато Москва постепенно превращается в Крым. И это радует.

8. Зрада дня! Под крымским айпишником обновился «Google Chrome».


9. На севастопольском форуме крики о помощи: человек не может попасть к врачу – в государственной поликлинике талонов нет (все три разобрали). Пойдёт, скорей всего, в частную (а с частными уже начинают бороться, помните?). Финальная фраза описывает состояние крымской медицины: «Севастопольцы, миленькие, КАК и ГДЕ вы лечитесь?» (скрин).

10. На севастопольском форуме в шоке от количества патриотов Украины среди молодёжи: «Их много. К сожалению, среди молодёжи сейчас некий экстрим – любить территорию 404…» (скрин).

11. Зубкова опять оштрафовали на полмиллиона за смерть тигренка: «Такой высокий штраф может доконать меня», – сказал любитель России.

12. Такого количества рыбаков на набережной Ялты вы ещё не видели (посмотрите фото).

13. Полный возврат СССР: в Крыму начала продаваться газета «Правда» – иногда, читая подобные новости о своем Крыме, мне кажется, что я сплю. Интересно, при моей жизни наступит утро?

14. Очень повезло, что корабль ВМФ россии «Сметливый» вышел из боя без потерь. Это боевая ничья с рыбацким судном. Достойно!

15. Семье морского пехотинца Позынича, погибшего в Сирии, подарили квартиру в Гурзуфе. А погибших на Донбассе тихо закапывают . Кстати, сестра погибшего заявила, что он поехал убивать людей в Сирию, чтобы заработать на квартиру в ворованном Крыму. Мечты сбываются. И советую сильно не распаковывать свои шмотки. Всё равно, выметаться придётся

16. Семью российского военного, погибшего в Сирии, наградили квартирой в Крыму. Вот так стимулируют население россии на гибель.

17. Кругом одни враги: из-за «террористической угрозы» Россия украла две буровые вышки«Черноморнефтегаза», принадлежавшие Украине и располагавшиеся на Одесском газовом месторождении, отбуксировав их поближе к Крыму. Буксировке мешали турецкие суда. Позже гэбисты поняли, что снова облажались, и начали отрицать инцидент с турецким судном. Истерия набирает обороты!

18. «Исчезли пенсионные накопления 1,3 миллиона граждан россии». Исчезли? Они в Крыму свет генерируют, ёптиль. (прим. — а ещё они на Донбассе, в Приднестровье, Абхазии, Осетии и во многих других местах).

19. Ответка за Крым: на ракетном заводе, где собирают Протон, начинаются масштабные сокращения персонала. И почитайте о том, что происходит в России сегодня.

20. Русские, прокладывая кабель в оккупированный Крым, мешали класть кабель между Литвой и Швецией по дну Балтики.

21. При нефти в 30 за бочку российскую власть спасет только большая война и всеобщая мобилизация.

22. Всем ватанам пора рубить бабло на Forex. Они уверяют, что нефть сильно подорожает.

23. Законы военного времени в Крыму от Гоблина – это признание военной оккупации полуострова: «По режиму военного времени возбуждаем уголовные дела по нанесению вреда республике Крым» — заявил он.

P.S. Аксенов объявил режим военного времени в Крыму. Осталось только табличку повесить: «Курорт закрыт. Все ушли на фронт».

Крымский бандеровец
 
Сверху